Создание кукол сродни волшебству

Людмила Гульчак больше известна жителям Чернигова как замечательный художник (именно ее философско-фантастические картины украшают интерьер «Книжного супермаркета») и как руководитель студии живописи в Центре научно-технического творчества детей и молодежи. Но мало кто знает, что Людмила талантливо расписывает интерьеры магазинов, офисов и кафе, а еще создает удивительные авторские куклы с лицами людей, которых запросто можно повстречать на улицах нашего города и не только.

Почувствуйте себя Тореадором, Золушкой, Шахерезадой

Вот совсем недавно художнице «заказали» директора одного магазина, причем в костюме тореадора. Почему? Да просто он обмолвился как-то друзьям, что именно в этом образе хотел бы себя увидеть. И когда пришло время поиска подарка на юбилей этого человека, близкие люди решили подарить ему «самого себя» только в миниатюре – авторскую куклу. Стоит ли говорить, что такой оригинальный подарок пришелся руководителю по душе! А вот то, что мастерице для изготовления костюма тореадора пришлось пожертвовать нарядным платьем, осталось за кадром. Просто в наших магазинах не нашлось тонкой бархатной материи нужного цвета. А еще на этот костюм ушло несколько метров золотистой тесьмы. Впрочем, для настоящего художника это все мелочи и «издержки производства». Иногда в дело идут ее собственные блузки, но чаще всего необходимые для создания того или иного образа эксклюзивные ткани, причем натуральные шелковые, шерстяные, парча, кружево, находятся в сэкондхэндах или дорогих бутиках.

 

Еще одна жительница Чернигова, дизайнер по профессии, попросила Людмилу Гульчак создать похожую на нее саму куклу в образе принцессы эпохи ренессанса. Наверное, молодой женщине захотелось хотя бы так воплотить свою детскую мечту. Над этим образом художнице тоже пришлось изрядно потрудиться! Только представьте себе, прическа принцессы создавалась из отдельных локонов толщиной со спичку, каждый крепился к изящной головке вручную, а потом завивался и укладывался. Средневековое платье было создано из нежнейшего шелка бирюзового цвета. Зато полученный результат порадовал и мастерицу, и заказчицу.

Но особенно запоминающимся стал заказ, поступивший от мужчины. Он попросил Людмилу к юбилею своей свадьбы сделать пару кукол - жену и мужа. Поскольку это был сюрприз, мастерица работала по фотографиям. Она нарядила эту пару в восточные костюмы, использовала фактурные ткани и интересные фасоны, сделала для них традиционные головные уборы. Когда муж преподнес жене этот символичный подарок, она была очень растрогана. По словам художницы, в жизни пары начался еще один медовый месяц, а потом в семье появились близнецы. Куклы же поселились в их доме на отдельной полочке как своеобразные хранители семейного очага.

После расставания куклы плакали, как дети

Созданием кукол Людмила Гульчак занялась почти случайно. В свое время она окончила художественное училище на Урале, причем ее специальность связана с обработкой камня. Когда-то она занималась изготовлением украшений из полудрагоценных камней, с этими работам участвовала в выставках. В учебном заведении студенты досконально изучали живопись, мозаику, скульптуру, инкрустацию. Все это наложило отпечаток на дальнейшее творчество художницы. Ее картины выполнены скорее в декоративной манере, нежели в реалистической. У Людмилы определенно есть свой художественный стиль, что особенно ценится в творчестве. Кстати, многие из картин «уехали» за границу – в Германию, Францию, Чехию, Россию.

Но речь о том, что полученные в училище навыки очень пригодились в процессе создания кукол. У самой первой из них было фарфоровое личико. Ее заказала подруга Людмилы в подарок своему брату. Потом художница начала использовать медицинский гипс, дерево. Появились серии работ «Маленький принц», «Арлекины». Одна из куколок по имени «Фламинго» принарядилась в платье, расписанное батиком. Любопытно, что в самые первые свои работы Людмила вшивала сердечки, а также самые искренние пожелания добра, счастья, любви, но со временем решила отказаться от этого баловства.

Тем не менее, создание кукол, по словам мастерицы, - процесс отчасти мистический. Когда-то директор столичного музея кукол закупила у Людмилы Гульчак все работы, которые на тот момент были готовы. «У меня потом появилось такое чувство, что за мной бегут и плачут мои дети, - поделилась впечатлениями моя собеседница. - Мне было жутко и не по себе. А иногда появляется такое ощущение, что куклы оживают. Так что есть в этом какая-то тайна. Симпатия к модели, чью куклу я делаю, тоже важна. Ведь на работу обычно уходит не меньше месяца, и потому возникает ощущение, что этот человек - мой старый и добрый знакомый».

По словам Людмилы, когда-то авторские куклы были большой редкостью, ими занимались единицы. Сегодня же мастерство кукольников значительно выросло. И самих мастеров стало больше, и куклы они делают сложнее, интереснее, ярче. Находятся и ценители этого мастерства, и даже коллекционеры, у которых собраны десятки кукол со всего мира. С некоторыми из них не поиграешь, ведь это настоящие произведения искусства!

Людмила Гульчак